Манифест 19 февраля 1861 года: как страна и общество распорядились долгожданной свободой?

W1siziisijiwmtgvmtevmjyvnmvom293ym9pzv9ftudfnje5ms5qcgcixsxbinailcj0ahvtyiisijewmdb4xhuwmdnfil1d?sha=92b8bee0
Дискуссия с участием историков Николая Сванидзе, Михаила Давыдова и Ирины Карацубы

22 февраля в Центре документального кино состоялась дискуссия, организованная Фондом Егора Гайдара при поддержке Вольного исторического общества и приуроченная к годовщине Манифеста 19 февраля 1861 года. В обсуждении того, насколько отмена реформа по отмене крепостного права была эффективной, как общество распорядилось дарованной свободой и почему либеральные реформы активизировали революционное движение, приняли участие доктор исторических наук, профессор Школы исторических наук ВШЭ Михаил Давыдов, кандидат исторических наук Ирина Карацуба и постоянный ведущий проекта историк, журналист Николай Сванидзе.

Манифест 19 февраля 1861 года декларировал обретение долгожданной свободы многомиллионным крестьянским населением России. Реальная же свобода далась крестьянам нелегко: помещики не торопились отпускать людей, крестьяне должны были самостоятельно выкупать наделы, сами наделы были урезаны, повинность увеличена. Александр II, осуществившей самую главную либеральную реформу в истории России, стал объектом многочисленных покушений и в конце концов был убит. Вопреки прекрасным ожиданиям, реформа привела к резкой радикализации общества.

По мнению Михаила Давыдова, основная проблема реформы заключалась в том, что к этому вестернизационному рывку в России не был готов никто - ни власть, умевшая только повелевать, но не управлять, ни общества, не знавшее на протяжении многих веков опыта свободы. Поэтому и не был реализован тот огромный потенциал, который был заложен в первой из Великих реформ, и поэтому впоследствие возникло революционное движение, для которого конкретные параметры реформы, на самом деле, были не так важны. По мнению же Ирины Карацубы, основной парадокс реформы в том, что в результате ее проведения либеральная часть общества оказалась ослаблена, а силу обрели сначала радикальная, а затем консервативная. И убийство императора произошло не потому, что он провел слишком либеральные реформы в неподготовленном обществе, а в том, что он не довел их до конца, остановившись по пути.

В ходе дискуссии участники обсудили, почему общество отнеслось так скептически к крестьянской реформе, как связаны Великие реформы и активизация революционного движения и за что именно был убит царь-реформатор.

26 февраля 2018