Февраль 1917 года: стихийный бунт народа или заговор элит?

W1siziisijiwmtcvmdmvmjevmmfszwvoywronl9ftudfndm0ni5qcgcixsxbinailcj0ahvtyiisijewmdb4xhuwmdnfil1d?sha=9339e815
Публичная беседа Николая Сванидзе с историками Олегом Будницким и Владимиром Лавровым

9 февраля в Центре документального кино состоялась новая дискуссия в рамках совместного проекта Фонда Егора Гайдара и Вольного исторического общества «Исторический момент». В разговоре, посвященном причинам февральской революции 1917 года, приняли участие доктор исторических наук, директор Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ Олег Будницкий и доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров.

В наступившем году Россия будет отмечать столетие революционных событий 1917 года. Основный моментом, вызвавшим разногласия у историков, стали причины февральской революции. «Чтобы в тех условиях сохранить империю и власть, надо было быть Наполеоном I, а не Николаем II, - уверен Олег Будницкий. - Революцию невозможно спланировать. Она всегда начинается стихийно и непредвиденно, и лишь потом различные политики пытаются оседлать революционную волну». По мнению историка, неизбежной революцию сделала Первая мировая война, и поэтому события февраля 1917 года были классическим солдатским бунтом.

Как считает Владимир Лавров, революция была предопределена неспособностью верховной власти за предшествующие 35-40 лет решиться на политические реформы и пойти по пути постепенного преобразования Российской империи в конституционную монархию. Кроме того, явно имел место заговор. «Его возглавили лидер октябристов Гучков и лидер конституционных демократов Милюков, которые мечтали сами править страной, - уверен Владимир Лавров. - Во второй половине февраля 1917 года императора упорно приглашали в Ставку, при этом темнили с причиной вызова. И в этот же день в столице без выходного пособия уволили 36 тысяч рабочих-путиловцев. И рабочие, которым нечем кормить семьи, устремились на соседние заводы и подняли их на забастовки. Между тем император приехал в Ставку, и оказалось, что чрезвычайных причин спешить туда не было».

Однако оба историка согласились с мнением ведущего Николая Сванидзе о том, что события 1917 года имели катастрофические последствия для нашей страны, предопределив траекторию ее развития на последующее столетие.

10 февраля 2017