Николай Сванидзе, Владислав Назаров, Дмитрий Володихин. Опричнина: террор или реформа?

W1siziisijiwmtuvmdyvmtcvmtyymdc0ynjjof9jbwfnztawmdaxlmpwzyjdlfsiccisinrodw1iiiwimtawmhhcdtawm0uixv0?sha=cabae174
Для чего Иван Грозный создал Опричнину, почему она привела к массовому террору и какие последствия имела для политического устройства России

26 мая в Центре документального кино состоялась новая публичная беседа в рамках совместного проекта Фонда Егора Гайдара и Вольного исторического общества «Исторический момент». Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Владислав Назаров и профессор Исторического факультета МГУ Дмитрий Володихин обсудили такое историческое явление, как Опричнина. Ведущим беседы выступил историк и телеведущий Николай Сванидзе.

Одним из самых острых вопросов в дискуссии стала проблема, как же нам оценивать Опричнину. По мнению Дмитрия Володихина, изначально создание Опричнины было продиктовано в чистом виде реформаторскими устремлениями Ивана Грозного, который хотел попробовать создать на ее основе профессиональное войско, способное противостоять врагу. Однако в дальнейшем, после того, как никаких боевых успехов Опричнина не продемонстрировала, стало понятно, что это неэффективное решение. Владислав Назаров, напротив, оценил Опричнину как контрреформу, откат к прежним формам политических представлений и верований. Именно этим объясняется и не приемлемый для православного государства террор, и предельная концентрация власти в руках самодержца, сильно повлиявшая на дальнейшую политическую историю России.

Проблема развернувшегося во времена Опричнины террора стал отдельным вопросом в дискуссии. При всей разности позиций относительно сути Опричнины как явления оба историка сошлись в том, что даже если воспринимать ее как реформу, никакого объяснения масштабов террора найти невозможно. При этом они отметили, что по большому счету мы никогда не сможем узнать, были ли какие-то реальные основания для таких расправ, например, воровство или злоупотребления аристократии, поскольку до нас дошло очень мало источников. И даже среди этого малого количества свидетельств каждое требует отдельного подхода - при едином стремлении рассказать о небывалой жестокости Ивана Грозного их качество и достоверность очень разнятся.

27 мая 2015