Советский паспорт: свобода или закрепощение?
2 октября состоялась новая публичная дискуссия в рамках проекта «Исторический момент», организованная Фондом Егора Гайдара и Шанинкой и посвященная советской паспортной системе. В разговоре о том, насколько паспортная система давала возможности или, наоборот, закрепощала советского человека, приняли участие доктор исторических наук, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, член правления Пермского «Мемориала» Андрей Суслов и кандидат исторических наук, доцент ИЯКТ МИСиС Ирина Карацуба. Модератором дискуссии выступил историк, журналист Николай Сванидзе.
По мнению Ирины Карацубы, советский паспорт был однозначно закрепощением. Особенно если учесть, что большевики пришли к власти под лозунгами в том числе отмены паспортной системы и установления свободы передвижения. Но довольно быстро, в 1925 году была введена прописка, а в 1932 году - паспорта, которые вообще оказался достойным наследником и самым долгоиграющим элементом еще петровских реформ. Как тогда цель паспорта была полицейская и с помощью паспортной системы государство планировало бороться с крестьянскими побегами, так она осталась таковой в советское время.
С этой точкой зрения в целом согласен и Андрей Суслов, который уточнил, при каких обстоятельствах и для каких целей в 1932 году была введена паспортная система. В ситуации голода люди стремились избежать закрепощения в колхозе и пытались добраться до ближайших городов, где было больше шансов найти продовольствие. Тогда же появились продовольственные карточки для рабочих, одновременно стало изготавливаться много фальшивых талонов и пропусков в заводские столовые. И на тот момент паспортная система стал способом закрыть для сельского населения доступ в города, наладить учет рабочих и начать бороться с преступностью.
Оба историка уверены, что никакой свободы советкий паспорт не подразумевал. Более того, по мнению Андрея Суслова, в дальнейшем паспортная система стала для Сталина одним из инструментов социальной инжерерии, позволившим выстроить квазисословное общество с привилегиями для отдельных социальных слоев.