Россия №2: первая волна русской эмиграции

W1siziisijiwmjavmduvmjivodg4dghpagg4ef9fmi5qcgcixsxbinailcj0ahvtyiisijewmdb4xhuwmdnfil1d?sha=3726444a
Публичная дискуссия с участием историков Марины Сорокиной, Кирилла Соловьева и Николая Сванидзе в рамках проекта «Исторический момент»

11 июня состоялась публичная дискуссия в рамках проекта «Исторический момент», организованного совместно Фондом Егора Гайдара и Вольным историческим обществом при поддержке Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка). В разговоре о первой волне русской эмиграции, которая последовала за революцией 1917 года, приняли участие заведующая отделом истории российского зарубежья Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Марина Сорокина и главный научный сотрудник Института российской истории РАН Кирилл Соловьев. Модератором дискуссии стал историк, журналист, телеведущий Николай Сванидзе.

Главным вопросом, который был поставлен перед историками, стала оценка тех потерь, которые понесла Россия в результате первой волны эмиграции. По мнению Марины Сорокиной, однако, тут сразу же возникают две проблемы - датировки и терминологии. Принято считать, что первая волна эмиграции - это 1918-1920 годы, и после революции, по самым скромным оценкам, Россию покинул 1 млн человек (а чаще говорят о 2-3 млн). Это примено 2% населения России к 1920 году. Однако еще до того, с конца XIX века до 1914 года, из Российской империи уехало 4,5 млн человек - и если считать их, это уже другие масштабы.

По мнению же Кирилла Соловьева, говоря о первой волне русской эмиграции, нужно говорить не только о количественных потерях, которые обычно, в рамках эмигрантского мифа, созданного самими уехавшими после революции, сильно преувеличиваются, но и о качественных. Ведь помимо того, что уехали люди, вместе с ними были утрачены целые практики, сложившиеся в Российской империи на рубеже XIX-XX веков. Многих из них уже не было в Советской России, но они продолжили существовать за ее пределеами в эмигрантском сообществе. То есть русская эмиграция стала как бы продолжением истории России до 1917 года. И это эмиграция не только людей, но и целых форм общественной жизни.

14 июня 2019