Андрей Бремзен. Кто в каком вузе должен учиться и зачем вообще получать высшее образование? Два взгляда с позиции теории игр
10 апреля в Особняке на Волхонке состоялась первая лекция нового цикла «Теория игр: как это работает в современном мире» в рамках просветительского проекта Фонда Егора Гайдара «Экономический факультет». Цикл лекций по теории игр призван рассказать о том, как эта область прикладной математики работает применительно к самым разным областям современной жизни - системе образования, политическим выборам, военным и социальным конфликтам, а главное - какие проблемы она помогает решить и какие эффективные решения этих проблем может предложить.
Первую лекцию цикла, посвященную взгляду с позиции теории игр на систему высшего образования, прочитал научный руководитель школы №57 и профессор экономики РЭШ Андрей Бремзен. Первая часть лекции была посвящена в целом теории игр как методу, позволяющему продумывать стратегию поведения при наличии другой, разумно действующей и преследующей свои интересы стороны. В таком виде теория игр впервые была описана Огюстеном Курно в 1838 году, однако после долгое время не изучалась. Новый виток развития теории игр начался в середине ХХ века силами сначала Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна, а затем и Джона Нэша.
С тех пор ею активно пользовались военные в годы холодной войны, экономисты, социологи и даже биологи и антропологи. Во второй части лекции Андрей Бремзен рассказал о том, как теория игр помогает разобраться в том, зачем нужно высшее образование и кому где лучше учиться. В частности, Майкл Спенс в своей модели предполагает, что высшее образование является своего рода сигналом в игре между соискателем и работодателем, который влияет и на перспективы соискателя, и на дифференциацию заработной платы на рынке. Исходя из этого теоретики игр предлагают модель распределения студентам по разным вузам, учитывая, что в ХХI века не всякое образование является тем, чем человек потом будет заниматься всю жизнь.